Kniga-Online.club
» » » » Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

Читать бесплатно Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. Жанр: Прочая документальная литература издательство неизвестно, год 2004. Так же читаем полные версии (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте kniga-online.club или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.
Перейти на страницу:

* * *

Вопрос: 2. Не очень давно я с интересом прочитал книгу воспоминаний Е.Т.Гайдара "Дни поражений и побед". И оттуда узнал, что в детстве его любимой книгой был "Обитаемый остров". Как-то сама собой в голову пришла аналогия: взрыв Максимом Каммерером (теле)Центра и "шоковая терапия" Е.Т.Гайдара имеют много общего. Во-первых, принятие необратимых, но радикальных решений во благо людей. Во-вторых, некоторая непродуманность последствий такого решения (как Вы помните, в 20% случаев лучевое голодание вызывает шизофрению, а есть еще и Островная Империя). Что Вы думаете об этой аналогии?

Ник [email protected] Москва, Россия - 08/28/98 00:51:39 GMT+0300

Я здесь аналогии не вижу. Максим действовал вслепую. В распоряжении Гайдара был опыт десятков государств - он действовал наверняка. Другое дело, его держали за руки и быстро убрали от руля, а Максим свое дело сделать успел (дурацкое дело нехитрое).

* * *

Вопрос: 3. В своих ответах на вопросы (в том числе и мои) Вы, Борис Натанович, говорили, что лет через 30-40 все в России образуется, а наша страна превратится в "хорошее" цивилизованное государство (похожее на описанное в "ОЗ" или "ХВВ"). Скажите, пожалуйста, какие Вы видете сейчас тенденции в России к тому, чтобы Ваше предсказание осуществилось? Мне лично более вероятным кажется вариант "Града...". Но в этом случае нам суждено брести даже не к светлому, а так к слегка просветленному будущему никак не менее 100 лет. Или я все-таки ошибаюсь?

Ник [email protected] Москва, Россия - 08/28/98 00:53:12 GMT+0300

Я и сейчас готов повторить: через 30-40 лет Россия станет вполне благополучным и могучим государством. При одном условии: к власти не придут экстремисты-националисты и не возникнет у нас снова тирания с нечеловеческим лицом. В этом последнем случае процесс растянется дополнительно еще лет на 20-30. А что касается "Града", то у нас как раз сейчас и стоит на дворе наш "Град" - со всеми своими прелестями. Вполне можно ждать пришествия Фрица Гейгера. Они любят такие вот ситуации, эти "железные гейгеры".

* * *

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Знакомы ли Вы с творчеством Пелевина, и если да, то как Вы к нему относитесь?

Vlad [email protected] Saint - Petersburg, Россия - 08/28/98 00:55:22 GMT+0300

Знаком. Считаю его одним из интереснейших писателей новой России. Правда, больше всего мне нравится ранний его роман "Омон Ра" и некоторые рассказы. Более поздние вещи - не мои. Они, в общем, оставили меня равнодушным, хотя написаны - чисто стилистически - безукоризненно.

* * *

Вопрос: Вопрос 1: Борис Натанович, связаны ли как либо повесть "Трудно быть богом" и чехословацкие проблемы 68-го года? Связаны ли были тогда и связаны ли для Вас теперь?

Женя [email protected] Петербург, Россия - 08/28/98 00:57:07 GMT+0300

Нет, с романом - не связаны. Роман был закончен в 63-м. А вот фильм по этому роману (который должен был снимать Алексей Герман) погорел именно из-за чешских событий. Сразу после вторжения тогдашний главный редактор "Ленфильма" (мадам Головань) заявила: "Все. Хватит. Я останавливаю этот сценарий раз и навсегда". Так оно и вышло.

* * *

Вопрос: Вопрос 2: Вы уже отвечали на вопрос о "незаконченных микроисториях" как литературном приеме - действительно, эта манера так щедро разбрасывать незаконченные сюжеты и доверять моему (читателя) воображению меня лично в свое время просто очаровала. Это Ваше (АБС) cамостоятельное "изобретение" - не в смысле приоритета, а в смысле самостоятельности? Или Вы использовали то, что Вам нравилось в чьих-то книгах? Если да, то в чьих? Обычно писатели, которых мне доводилось читать, обсасывают сюжет досуха, то ли считая читателя инвалидом, то ли просто экономят.

Женя [email protected] Петербург, Россия - 08/28/98 00:58:37 GMT+0300

Да. Это наше самостоятельное изобретение - нам нравилось так писать. Хотя сам прием "недосказанности" в литературе достаточно хорошо известен: Хемингуэй, Фолкнер, Грэм Грин, Ивлин Во и многие другие писатели (все любимые).

* * *

Вопрос: Вопрос 3: Как Вы считаете, число сюжетов (в особенности интересных многим в каждую конкретную эпоху) ограничено и мало, или таких можно напридумывать множество?

Женя [email protected] Петербург, Россия - 08/28/98 01:00:11 GMT+0300

Смотря как вы определите понятие "сюжет". Вообще же считается, что существует немного (около двадцати) фундаментальных сюжетов, а все прочее - варианты и сочетания.

* * *

Вопрос: Вопрос 4: Как тут неоднократно отмечали, мы (по крайней мере те, кто заглянул на эту страницу) без книг АБС были бы, я думаю, существенно иными. А были ли у Вас в юности книги, без которых Вы могли бы быть совсем другими? Вы уже упоминали писателей, которые Вам нравятся. Это их книги или не только или другие? Или жизнь была важнее?

Женя [email protected] Петербург, Россия - 08/28/98 01:01:12 GMT+0300

Таких книг я припомнить не могу. Я вообще не верю в то, что одна отдельная книга способна "перевернуть человека". Переворачивает жизнь друзья, семья, школа, любовь, работа... Книги же оказывают эффект скорее кумулятивный: каждая поворачивает тебя на полградуса, на градус... Прочел сотню книг, и вот ты уже другой человек. Правда, наберется ли сотня книг, способных "повернуть" тебя на градус каждая?

* * *

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Огромное спасибо Аркадию Натановичу и Вам за книги, которые сыграли большую роль в формировании меня таким, какой я есть. Скажите, как Вы относитесь к авторской (бардовской) песне? Ваши книги (Хромая судьба, Сказка о тройке, Поиск преднаначения...) дают основание предположить, что Вы, или Ваш брат, были хорошо знакомы с творчеством бардов советского периода.

Матвей Неменман [email protected] Сан Франциско, США - 08/28/98 01:03:35 GMT+0300

Безусловно. Как и весь советский народ, с упоением слушали Галича, Кима и Высоцкого. Высоко ценили Анчарова. Более спокойно относились ко всем прочим, хотя и их пленки крутили не без удовольствия.

* * *

Вопрос: Кроме того, в сборнике туристской песни "Среди нехоженных дорог одна моя", я нашел песню Туриянского на стихи Б.Стругацкого. Вы ли это? Есть ли еще песни, написанные на ваши стихи?

Матвей Неменман [email protected] Сан Франциско, США - 08/28/98 01:05:45 GMT+0300

Я не знаю этого сборника, но вообще-то из множества сочиненных мною в молодом (очень молодом) возрасте песенок для пения под гитару мало-мальски заметное распространение получили только три. Песенка "Дети Тумана" (мы вставили ее в "Страну багровых туч", и, я полагаю, именно поэтому она и стала известна). "Археологическая" (на мотив "Мне ж бить китов у кромки льдов") - ее, по слухам, поют (во всяком случае лет 20 назад пели) в археологических экспедициях. И еще "В окна сонные..." - ее, кажется, и до сих пор помнят на ленинградском матмехе. Все остальное осталось в самом узком кругу.

* * *

Вопрос: И последнее, в "Сказке о Тройке" есть такой абзац: - Хуже всего, - рассказывал Федя, - это альпинисты с гитарами. Вы не можете себе представить, как это страшно, Эдик, когда в ваших родных, тихих горах, где шумят одни лишь обвалы, да и то в известное заранее время, вдруг над самым ухом кто-то зазвенит, застучит и примется рычать про то, как "нипупок" вскарабкался по "жандарму" и "запилил по гребню" и как потом "ланцепупа пробило на землю"... Имелась ли здесь в виду какая-то конкретная песня? Является ли это на самом деле Вашим взглядом на туристическую песню?

Матвей Неменман [email protected] Сан Франциско, США - 08/28/98 01:07:41 GMT+0300

Нет, конечно. Шутка. И никакая конкретно песня в виду там не имелась.

* * *

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Мне интересно Ваше мнение по поводу современной экологической обстановки на Земле. Так ли уж все плохо, как об этом говорят? И какие могут быть последствия современной обстановки в будущем? Спасибо.

Иван Чельцов [email protected] Калининград, Россия - 08/28/98 01:10:13 GMT+0300

Я недостаточно компетентен, чтобы ответить сколько-нибудь серьезно на этот вопрос. Но ощущение у меня такое, что дела у нас у всех - дрянь. Думаю, что экологическая угроза - самая страшная из тех, что 21-й получает в наследство от 20-го. На мой-то век точно хватит, а вот на ваш - не знаю, не знаю... Одно утешение: сформулировать проблему - означает наполовину уже ее решить. А экологическая проблема сформулирована вполне ясно и однозначно.

* * *

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! В своих интервью вы не раз негативно отзывались о фэнтези и чисто научной фантастике как о тупиковых и исключительно эскапистских направлениях литературы. Но ведь антураж (магический или научный) - это всего лишь антураж, и форма вовсе не определяет содержание книги. Не кажется ли Вам, что Вы судите (и довольно строго) о книгах по обложкам? Прошу извинить за несколько нагловатый тон вопроса - просто не сумел сформулировать по-другому. И еще один вопрос: какие, на Ваш взгляд, направления в современной фантастике наиболее перспективны и получат наибольшее развитие в будущем?

Антон Фарб [email protected] Житомир, Украина - 08/28/98 01:12:36 GMT+0300

Перейти на страницу:

Борис Стругацкий читать все книги автора по порядку

Борис Стругацкий - все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки kniga-online.club.


OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким отзывы

Отзывы читателей о книге OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким, автор: Борис Стругацкий. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.


Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

  • 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
  • 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
  • 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
  • 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор kniga-online.


Прокомментировать
Подтвердите что вы не робот:*
Подтвердите что вы не робот:*